Член Союза писателей России
с октября 2010 г.

Прозаик

Красноярск

“Полесские болота, откуда “вылез” Иван Антонович Булава, –  пишет В.П. Астафьев в отзыве на его книгу “Флотская судьба”, – земля хоть и гиблая, с нашей точки зрения, но родовитая, оттудова только на моей памяти вышли и заявили о себе писатели Иван Мележ, Иван Чигринов, где-то по соседству “куковал” и Великий писатель земли Белорусской – Василь Быков”. Деревня Свобода Петриковского района бывшей Полесской, а ныне Гомельской области Белоруссии, где недалеко на хуторе 16 сентября 1937 года родился И. Булава, была образована из таких же окрестных крестьянских хуторов, насильно согнанных в колхоз, по иронии судьбы названный  “Свобода”. 
В августе 1939 года, после полугода принудительных работ, за неуплату дополнительного налога, и увода со двора практически всей живности, его отца, Антона Максимовича, вызвали в районную милицию и сказали: “В колхоз ты идти не хочешь, а рядом проходит граница с враждебной Польшей, здесь мы тебя не оставим”. Назавтра ему было предписано явиться на сборный пункт станции Калинковичи. Уже в семидесятые годы стало известно, что отец реабилитирован, а сгинул он еще до войны.

Нищее детство, жизнь в оккупации, голод, холод и работа были постоянными спутниками Ивана Булавы. Трудился он, сколько себя помнит. До школы пас телят, затем, в летние каникулы, был помощником кочегара локомотива, на быках возил питьевую воду и хлеб для рабочих торфзавода, участвовал во всех сельхозработах в колхозе и на своем огороде. Среднюю школу, которая была в семи километрах, Иван окончил в 1955 году. Это были тяжелые годы. Не все дети выдерживали ежедневный марафон в 14 километров и бросали школу. До финиша из деревни Свобода он дошел один. В том же году поступил в Рижское речное училище. С отличием окончив уже Омское речное училище (рижское было расформировано в 1957 году), он выбрал место работы в Игарском порту, где его назначили третьим штурманом на ледокол “Енисей”.

Совмещая командные должности на судах с вечерне-заочным обучением, И. Булава получает диплом инженера-механика, капитана каботажного морского плавания и рабочий диплом капитана всех групп судов по Енисею и его притокам. Экзамен на самостоятельность и умение руководить экипажем он выдержал блестяще на плавбазе “Норильск”, будучи капитаном этого судна.

Через три года, в 1971 году, Ивана Булаву назначают на флагман Енисейского пассажирского флота теплоход “В. Чкалов”. Обеспечивая туристические рейсы на линии Красноярск –  Диксон – Красноярск, симпозиумы физиков, врачей и др., И. Булава многому научился. В конце навигации 1975 года Ивана Антоновича утвердили начальником Красноярского речного училища.

Возглавляя кадры пароходства в должности заместителя начальника пароходства, а затем будучи инструктором отдела транспорта и связи краевого комитета КПСС, работал над оптимизацией транспортного комплекса в крае. В 1986 году он возвращается обратно в пароходство первым заместителем начальника. Его главной функцией стала эксплуатация флота и перевозки. Увеличение производительности труда, обеспечение безопасности плавания, межбассейновые перевозки, вопросы продления навигации стали повседневной заботой Ивана Булавы.

Навигация 1989 года стала пиковой по объемам перевозок и эффективности работы флота. Более 28 миллионов тонн перевезенных грузов –  таков итог этой навигации. Ревущие девяностые годы, когда крикливое меньшинство брало верх над молчаливым большинством, ничего хорошего стране, Красноярскому краю и Енисейскому пароходству не дали. Развалился Советский Союз, раздробился край, упали до трех миллионов тонн объемы перевозок. Осталось без работы две трети флота. В этот сложный период, в апреле 1995 года, И.А. Булаву избирают генеральным директором АООТ “Енисейское речное пароходство”. Понадобилось около трех лет, и пароходство с трудом встало на ноги.

По инициативе И.А. Булавы в 1999 году были созданы общественные организации Клуб капитанов и Ассоциация енисейских судовладельцев. Предложение Совета клуба капитанов называть суда пароходства именами речников и красноярцев, чьи ратные и трудовые подвиги золотыми буквами вписаны в истории судоходства по Енисею и Красноярского края, было одобрено руководством пароходства. Сегодня на Енисее и в других бассейнах страны работают более 40 таких судов.

При клубе капитанов создана литературно-историческая секция. Более десятка книг из серии “Летопись Енисея” издано по инициативе и с помощью И. Булавы. Им написаны книги “Флотская судьба”, посвященная 70-летию образования Енисейского пароходства. Это повесть о себе и своем времени. Следом вышла книга “Енисей – река жизни” – история судоходства и великих строек на Енисее. Эпохи пароходов, Ивана Назарова, Степана Фомина, Александра Печеника и Ивана Булавы охватывают исторические события от появления первых судов на Енисее до наших дней. Третья его книга, “Второе дыхание”, посвящена событиям и людям Енисея. В творчестве Ивана Булавы трилогия “Встречи на Енисее” занимает особое место. Три отдельные книги – “Сага о Енисее”, “Содружество”, “Встречи на Енисее” – рассказывают о разных событиях, но все они объединены Енисеем. В них нет вымысла. Трилогия “Встречи на Енисее” посвящается 80-летию образования Енисейского речного пароходства. Трудовой и творческий путь Ивана Булавы отмечен государственными и ведомственными  наградами: ордена “Знак почета”, звания “Заслуженный работник транспорта России”, “Почетный работник речного флота”, знаки “Факел Бирмингама”, “Золотая Ника”, “Ветеран труда”, благодарности и почетные грамоты.